Обзор Jagged Alliance 3: приходите в Африку гулять
Jagged Alliance — серия пошаговых тактических ролевых игр о нелёгкой работе наёмников. Эдакий военный менеджер, в котором игрок отвечает за всё: подбор команды, экипировку, стратегию и тактику операции, управление каждым членом отряда.
Первая часть JA вышла в далёком 1994 году, вторая через 5 лет. Обе были успешны и и по праву считались основателями целого жанра игр. Что случилось с «Джагой» потом, иначе как тотальным невезением не назовёшь. Факт в том, что третью часть игрокам пришлось ждать (страшно представить) целых 23 года.
За этот гигантский срок лидерство в жанре перехватил великий и ужасный XCOM. Благодаря его переосмыслению в 2012 году тактические RPG обрели новое дыхание и стали развиваться дальше. Вышли десятки подражателей JA и продолжение самой XCOM, но фанаты упорно ждали третью часть игры про солдат удачи.
И лёд тронулся. Великий собиратель когда-то успешных игровых серий и студий — THQ Nordic выкупила права на Jagged Alliance и анонсировала третью часть под предводительством Haemimont Games. Скепсиса было немало, ведь кто только не пробовал повторить успех оригинальных JA. Получилось ли на этот раз? Узнаете из этого обзора.
Содержание
Сюжет и мир
Время — 2001 год, место действия — вымышленная африканская страна Гран-Шьен, раздираемая гражданской войной. Ситуация — президента страны похитила некая группировка «Легион», дочь лидера нации просит нас о помощи. Задача — выяснить кто руководит группировкой под позывным Майор, а заодно освободить президента из плена.
Стартуем на острове в левом нижнем углу, Майор — в горах в правом верхнем углу. Приключение на 40 часов реального времени
Лезть в это пекло в одиночку — самоубийство, нужны помощники. Благо, в игре есть сайт по подбору сотрудников. Заходим на него, собираем отряд и высаживаемся на ближайшем к материку острове.
Наём солдатов удачи удачно имплементирован в игру
Игра сходу даёт понять, что никто вас за ручку вести не собирается, и вытирать сопли тоже. Вот старт, вот конечная точка, оружие добудете в бою. Задача всем ясна, погнали.
По мере продвижения по стране нам предстоит не только воевать, но и решать десятки квестов, как серьёзных, так и забавных. Игра просто пропитана чёрным и не очень юмором, отсылками к известным событиям и явлениям.
Мы добавили отсылку в отсылку
Например, одна из отсылок связана с известной историей про 12 стульев. То и дело на локациях встречаются кресла. В какой-то момент выясняется, что всего таких кресел в стране 12, и в одном из них зашито колье. Неожиданно, правда?
Разработчики прямо пишут, что не стоит воспринимать всё слишком серьезно
Львиную долю геймплея составляют побочные квесты.
Как вам квестовая арка с коммунистической ячейкой, глава которой просит раздавать агитационные листовки? Их не особо хотят разбирать, поэтому владелица местного публичного дома предлагает нанести на агитки фото девушек. Воспользоваться ли этим советом — решать вам.
Фанаты «От заката до рассвета» на месте?
Не обойдётся и без серьёзного морального выбора. В первом же поселении узнаём, что кто-то из местных настучал «Легиону» на соплеменника, который по причине личной неприязни открыл по недругам огонь. Стрелка легионеры пустили в расход, а информатора увели на минное поле, дабы поглумиться и, скорее всего, лишить жизни. После недолгих поисков находим его у бандитов, освобождаем и узнаем как всё было. По возвращении назревает самосуд жителей, который мы можем предотвратить или не вмешиваться. В первом случае деревенского «языка» и его жену ожидает изгнание из деревни, а во втором — суд Линча. Если решите спасти эту парочку, то в дальнейшем будет ещё один выбор — позволить им устроиться шахтёрами на алмазные рудники или послать куда подальше за дерзкие разговоры.
Наши подопечные — не безвольные болванчики, а вполне себе харизматичные персонажи со своим стилем. Они постоянно вставляют фразы в диалоги и перекидываются между собой фразами. Некоторые недолюбливают друг друга и ни за какие деньги не подпишут контракт по этой причине.
Наёмничество — это круто! Но сняться в боевике круче!
Видно, что разработчики за время работы на серией Tropico набили руку на сеттинге банановых республик. Повторюсь — в игре полным-полно забавных и порой дурацких диалогов и ситуаций. Возможно, поэтому этот мир ощущается тёплым и уютным, несмотря на совсем не мирную тематику.
Геймплей
Как и полагается серии Jagged Alliance, игровой процесс состоит из двух основных частей:
- спутниковой карты страны
- и тактического режима
Расскажу о них подробнее.
Спутниковая карта
Здесь мы перемещаем отряды, наблюдаем за движением противника, раздаём задания нашим наёмникам, а также нанимаем новых.
Местность поделена на квадраты
К нашим услугам 40 наёмников нескольких классов:
- универсалы — середнячки во всех умениях;
- снайперы наиболее точны в стрельбе;
- командиры обладают повышенной харизмой;
- медики лучше всего управляются с аптечками;
- взрывники умело пользуются взрывчаткой и хороши в разминировании;
- а механики быстро чинят снаряжение и с лёгкостью крафтят модификации для оружия.
Любимец многих игроков Иван Долвич снова с нами. Любит говорить по-русски, не позволяет снимать ушанку
В зависимости от опыта и стоимости услуг наёмники делятся на четыре группы: новички, ветераны, элита и легенды. В начале игры бюджета хватает только на новичков, но к середине игры они будут не хуже профессионалов.
Поначалу новички мажут, но постепенно набираются опыта
У каждого наёмника есть уникальный талант. Один собирает больше трав, другой восстанавливает немного здоровья после убийства, а у третьего имеется бонус к атаке. Кроме того, бойцы получают опыт и растут в уровнях.
На каждом уровне можно выбрать одну из черт, повышающих эффективность бойца. Всего их 45, поделены они три группы в зависимости от уровня характеристик (здоровье, проворность, ловкость, сила, интеллект).
Местное дерево развития, простое и логичное
Кнопка «Операции» позволяет выдать нашим наёмникам задания: обучить местное ополчение, отремонтировать снаряжение, вылечить раны, тренировать бойцов отряда и другие. Выбор заданий зависит от квадрата местности. Ополчение можно тренировать в городах, поселениях, аванпостах, а в местах с госпиталем пройти платную госпитализацию, не тратя медикаменты отряда. Активности проходят фоном — игрок не принимает участия в этих операциях, персонажи через какое-то время становятся снова доступны и получают награду за свои труды. Чем опытнее персонаж, тем быстрее он выполнит задание.
Чем же занять отряд в свободное время?
Ну, а если вы хотите отдохнуть от ежедневной рутины, почитайте свежие письма или подробнее изучите личные дела наёмников. Для этого существует кнопка «Командование».
На почту стабильно приходят новости Гран-Шьена и забавный спам. Фанаты второй части утирают скупую слезу
Тактический режим
Здесь происходит вся движуха: мы ходим человечками, изучаем местность, стреляем, общаемся с людьми и торгуемся. Если не лениться, то можно собрать полезные ресурсы (травы на лечение, запчасти на модификации оружия и ремонт), встретить интересных персонажей и получить квесты.
Разберём детский велосипед на запчасти для стволов?
Боевая система
Боевая система в JA3 — смесь оной из второй части Jagged Alliance и современной серии XCOM. Каждый персонаж располагает некоторым количеством очков действий, которое зависит от характеристики «Проворность». Очки можно тратить на перемещение и на боевые умения. Последних довольно много — стрельба, бросок гранаты, установка пулемета в боевую позицию, контроль за определённой зоной и другие.
Статусы дебафа можно изучать прямо во время сражений
От современной XCOM — перемещение по квадратам и укрытия, которые дают частичную или полную защиту. Окружение в JA3 имеет намного большее значение для боя, чем в XCOM. Объясню, что имею в виду. В XCOM даже, если наш боец видит часть врага из укрытия, он не сможет в него попасть — по правилам игры соперник полностью защищён. В «Джаге» бойцы не просто имеют три уровня укрытия (полностью в укрытии, частично защищены или без укрытия), они также могут быть перекрыты другими объектами на линии огня. Стрельба и попадания возможны только в открытые части тела (голова, руки, торс, пах, ноги).
Внимание на значок стенки у конечностей. Все части тела кроме головы перекрыты непробиваемым препятствием
Другой пример — в XCOM все выстрелы считываются в парадигме «стрелок—цель», и другие противники, стоящие на линии огня, не могут поймать шальную пулю. В JA3 пули являются физическими объектами, а не просто расчётом попадания или промаха. В XCOM снаряды, выпущенные мимо указанного противника, в лучшем случае ломают укрытия и окружение, здесь же пуля летит дальше, рикошетит и может зацепить случайные цели. Нередки ситуации, когда противник при стрельбе очередью зацепляет своих напарников или скашивает несколько наших бойцов. Приятный тактический плюс для сражений, которого лично мне не хватало в XCOM.
Красные цифры 16, 48, 16 — три попадания и горящий автомобиль
Другая важная особенность боевой системы — возможность стрелять по разным частям тела. Так, попадание в голову нанесёт больше урона, больше вероятность крита. Попадание в тело среднее по всем параметрам, но наиболее простое для стрелка. Попадание в руки снизит точность ответного огня противника, в ноги — дальность перемещения, а в пах повесит на противника дебаф.
На вероятность попадания влияет множество факторов, которые приводятся в виде плюсов и минусов. Аналогичная ситуация и с очками здоровья у противника — никаких цифр и полосок. Мне такой подход понравился. В жизни также нет чётких цифровых параметров попадания или состояния цели. Если же вы считаете, что так неудобно, то добро пожаловать в мастерскую «Стима», там в первый же день вышел мод с отображением цифр.
Пара плюсов к вероятности попадания и целая куча минусов. Рисковать ли стрелять в голову?
Перейдём к оружию. К нашим услугам огромный арсенал: пистолеты, штурмовые винтовки, пистолеты-пулемёты, пулемёты, дробовики, винтовки, гранатометы, холодное оружие и даже миномёт (!) Каждый тип оружия имеет свои особенности и сценарии применения. Модели даже одного класса могут заряжаться патронами разных калибров и типов. В зависимости от типа боеприпаса оружие наносит разный урон и с разной эффективностью пробивает броню.
Оцените разнообразие боеприпасов
Игра позволяет подобрать оружие под свой стиль игры. Если в команде имеется механик, то открываются различные оружейные обвесы: прицелы, подствольные гранатомёты, стволы, компенсаторы, приклады. Бонусы от них ещё больше добавляют разнообразия в игровой процесс.
Резюмируя боевую систему, отмечу в ней хороший баланс и интересные карты. Ходы совершаются быстро, не приходится ждать по пять минут, пока сходит компьютер. Минус отмечу один — противников, которые сидят в укрытии до последнего. На их поиск порой уходит более десятка ходов.
Изучение местности
Самое очевидное, что вам встретится на карте — персонажи и квесты. Также во время игры вы будете находить множество полезных вещей: телефоны, компьютеры, автомобили, железная рухлядь, даже детские велосипеды. Находки после изучения принесут вам немного денег и, что более важно, запчасти и информацию о районе.
Не оставляйте инструмент без присмотра!
Система мне напомнила Wasteland 2. Механик отмечает места, где можно собрать запчасти, а медик видит лечебные травы. Торговля в игре тоже имеется, хоть и в урезанном виде. Выглядит она так — заходим на рынок, там подсвечиваются некоторые прилавки, наводим на них курсор, появляется сообщение «За такую-то сумму денег можно приобрести такие-то патроны/оружие/броню».
Механика рынка реализована довольно странно
С одной стороны это неудобно, так как хочется продать ресурсы из инвентаря и купить дефицитные боеприпасы. С другой стороны, разработчики избежали кривой системы торговли. Мы не можем просто взять и купить самые крутые стволы или броню, а потом всех нагибать. Весь экип мы получаем за победы в боях и выполнение квестов, поэтому важные сюжетные сражения не пробегаются на раз-два. Вполне возможно, что на момент выхода статьи мододелы уже реализовали торговлю.
Графика, оптимизация, пара слов о музыке и звуках
Игра построена на внутреннем движке студии, но обладает рядом современных технологий масштабирования изображения — DLSS, XeSS, FSR. Минимальные системные требования гуманны, а для игры на максимальных потребуется аппарат посерьёзнее.
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
|
|
Свет и огонь в бункерах и подземельях добавляет зрелищности
Картинка приятная, сочная, модельки персонажей выглядят простовато, но для тактики с видом сверху приемлемо. Графика не выдающаяся, но и глаза не болят. Отмечу разрушаемость окружения. В JA3 нельзя снести всё под ноль, как было в XCOM, но разрушить можно очень многое.
Охранник пускает только членов клуба, но выстрел из РПГ в стену решает вопрос со входом
Проблем и багов выявлено не было, за исключением потрескивания звука и пары просадок FPS. При загрузке с NVMe загрузки занимают 5-10 секунд.
Звуки — обычная стрельба и взрывы. Озвучка персонажей англоязычная, кровотечения из ушей не вызывает. Музыка в африканском стиле приятно дополняет атмосферу банановой республики.
Обитатели саванн и джунглей — ещё одна угроза нашему отряду
Выводы
Анонс Jagged Alliance 3 вызвал волну скепсиса относительно будущей игры. Оно и не удивительно, у серии непростая судьба, а у разработчиков не было опыта в создании тактических игр. Тем приятнее, что итоговый результат порадовал как старых фанатов серии, так и новичков.
Безусловно, игра не идеальна, у неё есть спорные решения и мелкие огрехи (отсутствие магазинов, поиск скрытых противников в пошаговом режиме), но это всё мелочи. Главное, что игра увлекает — отличной боевой системой, забавным миром, множеством развилок в квестах.
JA3 буквально засасывает. Постоянно ловишь себя на мыслях «Схожу ещё на этот квест и закончу. Прокачаю наёмникам этот навык и закончу. Найму ещё один отряд и выхожу.» А после финальной заставки выбираешь более высокий уровень сложности, и всё по-новой.
Если вы любите тактические игры, то Jagged Alliance 3 строго рекомендуется к прохождению.
Игровые компьютеры для Jagged Alliance 3 — в каталоге e2e4
___________________________________________
e2e4 — технологии моих побед!