Обзор игрового монитора TESLA Q2722DCG
Монитор TESLA Q2722DCG — игровая модель с разрешением 2560×1440 (QHD) и кадровой частотой 165 Гц, с поддержкой технологии уменьшения размытия при движении (MPRT).
В обзоре я проверю характеристики монитора с помощью колориметра и люксметра, оценю его эргономику и отмечу важные особенности. В заключении оценю, насколько монитор подходит для игр и для других задач.
Содержание
Характеристики
Диагональ |
27” (68.5 см) |
Тип матрицы |
IPS |
Разрешение |
2560×1440 |
Соотношение сторон |
16:9 |
Тип подсветки |
WLED |
Минимальный отклик |
2 мс |
Максимальная яркость |
300 кд/м2 |
Максимальная контрастность |
4000:1 |
Видеоразъёмы |
HDMI x 2, DisplayPort x 2 |
Максимальная частота обновления |
165 Гц |
Комплект поставки, внешний вид и коммутация
Монитор упакован в картонную коробку с полноцветной полиграфией. На одной из боковых граней наклеен стикер с техническими характеристиками. Для переноски предусмотрена ручка.
Внутри в двух пенопластовых ложементах размещены ЖК-панель и комплект поставки:
-
блок питания
-
подставка, состоящая из основания и ноги
-
интерфейсный кабель
-
руководство пользователя
Кабель, прилагаемый к монитору, вызвал у меня когнитивный диссонанс. Дело в том, что маркировка на кабеле не оставляла сомнений в том, что это HDMI.
Однако, если снять с разъёмов заглушку, окажется, что это DisplayPort.
Кабель длиной 1.5 м. Разъёмы без защёлок. Во время тестирования артефактов, связанных с кабелем, не обнаружено.
Блок питания монитора внешний, размером 110×50×30 мм, на корпусе имеется индикатор зелёного цвета. Максимальная мощность 48 Вт (12 В / 4 А).
Кабель в сторону монитора несъёмный, его длина 1.2 м, разъём 5.5×2.5 мм. Для подключения к электрической сети используется съёмный шнур с разъёмом IEC C13, его длина 1.5 м.
Собираем подставку — соединяем основание и ногу винтом M4×10 с помощью крестовой отвёртки.
Затем верхнюю часть ноги вставляем в пазы ЖК-панели до щелчка.
В моём случае установка подставки затянулась — нога категорически отказывалась заходить в пазы, по всей видимости из-за наличия облоя в корпусе.
Три резиновые ножки подставки предотвращают смещение монитора.
Через треугольное отверстие в нижней части ноги можно проложить провода.
Для размещения на столе монитору требуется площадка 35×15 см. Почти всё основание выше уровня стола, поэтому полезная площадь сохраняется.
Подставка позволяет регулировать наклон экрана от -5 до 10 градусов. Регулировки по высоте нет. Нижняя граница экрана находится в 10 см от стола — центр дисплея ниже уровня глаз, что соответствует требованиям эргономики.
Для бо́льшей свободы в расположении ЖК-панели, у TESLA Q2722DCG предусмотрены точки крепления для VESA-кронштейна стандарта 100×100 мм.
Руководство пользователя к монитору не назвать информативным и актуальным. Меню монитора отличается от изображений в руководстве, а о дополнительном функционале ничего не рассказано.
Перейдём непосредственно к монитору. Выглядит он строго, что необычно для игровой модели. Рамки сверху и по бокам очень узкие — всего 3 мм. Нижняя рамка 19 мм, по центру размещён логотип бренда. Активная область экрана размещена на значительном удалении от рамок. Это важно, например, при размещении нескольких мониторов в стык.
5 кнопок управления размещены на задней стенке монитора, внизу справа, если смотреть на экран спереди. Кнопки в меру тугие, с выраженным откликом и глухим щелчком.
Назначение кнопок, сверху-вниз:
-
Выбор активного входа
-
Вызов экранного меню
-
Выбор предустановленных настроек
-
Отображение экранного прицела
-
Включение/выключение
Экранный прицел может быть полезен, если он не предусмотрен в игре, отключается на высокой сложности или вас не устраивает стандартный игровой. На выбор три варианта: точка, маленький крестик и крупное перекрестие с кругом и точкой в центре (показан на фотографиях ниже).
Справа внизу имеется разъём для кенсингтонского замка. Слева и справа расположены небольшие круглые отверстия, которые намекают на динамики, но по факту — лишь декоративные элементы.
Порты монитора расположены на нижнем торце и ориентированы вниз:
-
четыре видеовхода (два DisplayPort и два HDMI)
-
разъём питания 5.5×2.5 мм
-
и аудиовыход 3.5 мм.
Индикатор работы расположен под нижней кнопкой на задней стенке монитора. Светит он на стену за ЖК-панелью. Во время работы цвет индикатора синий, в ждущем режиме — красный. Днём и при искусственном освещении свет от индикатора едва заметен в 20 см от стены, в темноте виден гораздо лучше.
Экранное меню
Настраивается TESLA Q2722DCG с помощью экранного меню:
-
вызов меню и переход к разделам — вторая кнопка сверху
-
возврат в предыдущий раздел или выход из меню — первая кнопка
-
перемещение по пунктам меню или изменение параметра — третья и четвёртая кнопки
Меню монитора состоит из восьми разделов.
Источник
Первый раздел меню — выбор активного входа. Монитор самостоятельно определяет наличие видеосигнала, поэтому вам, скорее всего, никогда не придётся пользоваться этим разделом.
Яркость / Контраст
Во втором разделе изменяется яркость и контрастность изображения. Эти параметры меняются в диапазоне от 0 до 100 единиц. Яркость управляет только подсветкой и не влияет на баланс цвета. Контрастность же, выполняя основную функцию, меняет цвета непредсказуемо, поэтому после настройки монитора менять её не рекомендуется.
В этом же разделе можно включить динамическую контрастность (DCR). При такой настройке монитор изменяет яркость подсветки в зависимости от содержимого экрана. Чем больше на экране тёмных объектов, тем ниже яркость подсветки, и наоборот. Такое поведение подсветки может снизить нагрузку на глаза при работе с текстом, но в играх или при просмотре видео может вести себя непредсказуемо.
Настройка цвета
В третьем разделе собраны параметры, отвечающие за выводимые цвета.
На первом месте настройка гаммы — она определяет скорость нарастания яркости оттенков серого. Чем ниже гамма, тем выше разборчивость тёмных цветов и тем светлее воспринимается изображение. Для цифровых изображений стандартной считается гамма 2.2. К сожалению, по факту в мониторе её нет. Значение 2.0 даёт гамму около 1.9, а значения 2.2 и 2.4 дают одинаковую гамму около 2.4. С учётом игровой направленности монитора я рекомендую устанавливать гамму 2.0.
Монитор позволяет выбрать один из шести предустановленных вариантов: Стандарт, Изображение, Видео, Игра, FPS и RTS. Каждый, кроме первого варианта, загружает свой набор настроек (включая яркость и контрастность) и не позволяет их изменять. Возможность регулировать настройки монитора есть в варианте Стандарт.
Монитор предлагает четыре настройки цветовой температуры: Тёплая, Нормальная, Холодная и Пользовательская. По показаниям колориметра первые три варианта дают холодные цвета в районе 7500-8000 Кельвин. В Пользовательской возможно вручную настроить каждый из трёх основных цветов. Монитор предлагает выбрать от 0 до 100 единиц для красного, зелёного и синего цветов, но фактически игнорирует значения выше 50.
Параметр Оттенок не оказывает влияния на оттенки серого, но непредсказуемо изменяет баланс основных цветов. Также сомнительным выглядит и параметр Насыщенность — при значении выше 50 он делает неразборчивыми яркие цвета.
LowBlueLight снижает уровень синего цвета. Доступно пять вариантов с шагом в 25 единиц. Разница между ними заметна на глаз.
Качество изображения
Чёткость изменяет восприятие контрастных объектов за счёт манипуляции субпикселями. Фактически это аналог режима ClearType в Windows. Настройка изменяется в диапазоне от 0 до 100 с шагом в 10 единиц. На тексте разница между ними очень хорошо заметна, поэтому позволит выбрать наиболее подходящий вариант, если значение по умолчанию 50 вас не устраивает.
Время отклика отвечает за разгон матрицы. Параметр имеет четыре значения: Выключен, Низкий, Средний, Высокий. Более подробно о влиянии этого параметра расскажу в игровых тестах.
Шумоподавление и Динамическая яркость для меня остались загадкой. Ни визуально, ни по показаниям приборов разницы между включенной и выключенной настройкой нет.
Суперразрешение — альтернативный вариант чёткости. В вашем распоряжении четыре варианта: Выключено, Низкое, Среднее и Высокое. При выводе на экран текста разница между всеми вариантами настройки очень хорошо видна.
BlackLevel, как можно понять из названия, регулирует уровень чёрного. Однако при установке значений меньше 40 или больше 60 он делает светлые или тёмные оттенки неразборчивыми, а также сильно снижает контрастность, поэтому пользоваться им нужно с осторожностью.
Настройка экрана
Пятый пункт меню, очевидно, перекочевал из мониторов с аналоговым входом. В данном мониторе этот раздел недоступен.
Настройка звука
В данном разделе есть два пункта, отвечающих за работу аудиовыхода. Название первого пункта «Выкл. звук» может сбить с толку. Правильнее было бы назвать его беззвучным режимом.
Меню
В предпоследнем пункте собраны настройки, отвечающие за внешний вид экранного меню.
Здесь можно выбрать язык меню, его расположение на экране и прозрачность. Можно указать время, через которое меню исчезнет с экрана. Есть и экзотическая настройка — вращение меню. Она полезна для портретного режима монитора и позволяет повернуть меню на 90 или 270 градусов.
Другое
В последнем разделе находятся настройки, не вошедшие в другие разделы.
Первым идёт FreeSync — технология переменной частоты кадров. По умолчанию она отключена, поскольку требует поддержки со стороны видеокарты. Только после включения FreeSync можно в настройках видеокарты включать технологию переменной частоты кадров (у nVidia она называется G-Sync Compatible).
В мониторе есть поддержка HDR, которая также включается в этом разделе меню. Стоит отметить, что при включении HDR настройки яркости и контрастности в меню монитора недоступны, ими будет управлять операционная система и программное обеспечение.
Ещё один интересный параметр — MPRT, технология, уменьшающая размытие при движении. О её работе я подробно расскажу в следующем разделе обзора. Здесь же отмечу, что при включении HDR автоматически отключается MPRT (что кажется логичным), а при отключении MPRT автоматически отключается FreeSync (что на мой взгляд странно).
А ещё меня озадачил пункт меню Light Effect. Обычно он отвечает за встроенную в монитор подсветку, но в TESLA Q2722DCG подсветка отсутствует. Соответственно и включать нечего. На всякий случай я убедился, что на индикатор работы этот параметр никакого влияния не оказывает.
Последний пункт меню позволяет установить заводские настройки.
Тестирование
Монитор TESLA Q2722DCG можно подключить к источнику с помощью двух интерфейсов: HDMI и DisplayPort. В случае с видеокартой GTX 1050 Ti, использованной в тестах, максимальная частота при подключении по HDMI составила 144 Гц.
К сожалению, в руководстве пользователя нет информации о том, какой стандарт HDMI поддерживается монитором. Начиная с версии 2.1, HDMI позволяет получить 165 Гц при разрешении QHD. В этом случае потребуется видеокарта nVidia 3000-й серии или AMD 5000-й серии.
С альтернативным интерфейсом — DisplayPort — таких сложностей нет. Он поддерживает разрешение QHD с частотой 165 Гц начиная с довольно старой версии 1.2.
Все тесты проводились при подключении комплектным кабелем DisplayPort к видеокарте nVidia GTX 1050 Ti.
Узнать производителя матрицы без вскрытия корпуса не удалось. Диагностические утилиты также не смогли предоставить такую информацию.
По данным производителя в мониторе используется матрица IPS. Для проверки я сделал макроснимок матрицы. Из-за матового покрытия субпиксели видны не слишком чётко, но характерная для IPS двудольная структура со смещённым влево центром хорошо просматривается.
Также косвенно об использовании IPS свидетельствуют углы обзора. Они образцовые. Контрастность начинает падать с таких углов, когда уже сложно воспринимать выведенную на монитор информацию.
В полной темноте видны засветы, расположенные почти симметрично с правого и левого края матрицы.
Такой изъян может не устроить, если смотреть на мониторе фильмы в темноте. О влиянии засветов на изображение в реальных условиях я расскажу в тесте равномерности подсветки.
Цветопередача и калибровка
Для оценки цветопередачи я использовал колориметр Datacolor Spyder 5 и комплект ПО DisplayCal последней версии.
В первую очередь монитор был проверен с настройками по умолчанию (яркость 80, контраст 50, гамма 2.2, цветовая температура нормальная). Такие параметры дают холодные цвета — 8000 кельвин. Для игр это вполне допустимо, но для повседневной работы не слишком комфортно. Также обращает на себя очень высокая яркость монитора — почти 350 кд/м2.
Минимальная яркость монитора (при установке яркости на 0) составляет 23 кд/м2, что позволяет с комфортом пользоваться экраном в полной темноте.
Если яркость выставить на максимум, монитор лишь чуть-чуть не дотягивает до стандарта DisplayHDR 400.
С такой яркостью монитор можно эксплуатировать в помещении с высокой естественной освещённостью. Для длительной работы в искусственном свете рекомендуется яркость 120 кд/м2 и цветовая температура 6500 К. Я попробовал привести монитор к таким параметрам. Для этого потребовалось установить в меню следующие настройки:
-
Яркость: 25
-
Контраст: 50
-
Гамма: 2.0
-
Цветовая температура: Пользовательская (Красный: 49, Зелёный: 45, Синий: 41)
После калибровки среднее отклонение по цвету (дельта Е, ΔE) составило менее единицы, что для игрового монитора можно считать отличным результатом.
Цветовой охват шире sRGB — он почти полностью покрывает это цветовое пространство, но красные и жёлтые оттенки у монитора более насыщенные. В то же время до расширенных цветовых охватов (AdobeRGB и DCI-P3) ему всё-таки далеко.
Из-за насыщенных тёплых оттенков TESLA Q2722DCG не слишком хорошо подходит для работы с цветом.
Для коррекции цветов на экране используйте профиль, полученный в результате калибровки.
Равномерность подсветки
Чтобы проверить равномерность подсветки, экран был разделён на 49 равных частей, и в каждой из них были замерены четыре оттенка серого. Равномерность подсветки сложнее обеспечить на мониторах с большой диагональю, и хотя 27” не считается крупным экраном, результаты теста получились средними.
Разница в яркости с центральной точкой укладывается в 10% по всему экрану, но рекомендуемые 5% обеспечиваются только в центральных областях. Отмечу, что засветы по бокам не повлияли на результаты теста, яркость оттенков серого в этих зонах оказалась даже ниже, чем в зонах с отсутствующими засветами.
Мерцание подсветки
Действующий в России ГОСТ 54945-2012 регламентирует максимально допустимую пульсацию для источников света и мониторов. На частоте до 300 Гц допускается максимальная разница в яркости не более 15%.
Для проверки мерцания экрана я использовал люксметр Radex Lupin. Он позволяет обнаруживать пульсации на частоте до 3000 Гц. Результаты измерений подтверждают, что во всём диапазоне яркости подсветки пульсации у монитора отсутствуют. Подсветку в данном мониторе можно считать безопасной.
Игровые тесты
Перед проведением игровых тестов я проверил монитор в популярном тесте с НЛО. Он оценил время отклика матрицы в 2.3 мс.
Даже без разгона матрица быстрая. Люксметр оценил время перехода между чёрным и белым в 9 мс, столько же занимает переход от белого к чёрному.
Если в настройках монитора включить максимальный разгон (Высокий), время переключения пикселей уменьшается до 5 мс. Это отличный результат с учётом, что я взял самые неудобные для матрицы оттенки.
В мониторе имеется режим MPRT, который уменьшает размытие быстродвижущихся объектов. С этой целью монитор отключает подсветку до того момента, когда все пиксели на экране переключились на требуемый цвет.
Положительный эффект от MPRT, несомненно, имеется — в приведённом выше тесте с НЛО движение летающей тарелки более плавное. Однако есть два существенных минуса. Во-первых, из-за отключения подсветки яркость монитора падает в два раза. Во-вторых, монитор начинает мерцать на своей частоте обновления (в данном случае — 165 раз в секунду).
С учётом высокой яркости монитора первый недостаток не критичный. Мерцание подсветки — куда более существенный изъян технологии, и по этой причине использовать MPRT постоянно я бы не рекомендовал.
Игровые тесты проводились с включенным на максимум разгоном и отключенным MPRT. Для проверки я использовал Atomic Heart — динамичный шутер от первого лица.
Как и предполагалось по результатам замеров, видимых артефактов в игре не обнаружилось. Даже в жарких баталиях все движения были плавными. Конечно, чтобы играть в Atomic Heart с максимальными настройками в разрешении QHD, требуется достаточно мощная видеокарта. Но монитор успешно компенсирует падение FPS до 48 кадров за счёт технологии FreeSync. В отдельных случаях она позволит поднять качество графики на ступеньку выше.
Также я проверил TESLA Q2722DCG в Chicken Invaders. В этой игре светлые объекты очень быстро и хаотично перемещаются на тёмном фоне, из-за чего легко увидеть несовершенства матрицы.
Монитор опять не подкачал — полчища куриц перемещались по экрану плавно, без размытия и шлейфов, чем грешат медленные матрицы.
Подводя итог по игровым тестам — монитор TESLA Q2722DCG подходит для игр гораздо лучше, чем мониторы со стандартной частотой обновления.
Звук
В TESLA Q2722DCG нет встроенных колонок, но он может выступать в роли цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), принимая цифровой звук по HDMI или DisplayPort с дальнейшим выводом на 3.5-мм аналоговый выход.
Я подключал к аудиовыходу наушники с сопротивлением 32 Ом. Громкость звука оказалась оглушительной уже при 50%. Однако качество ЦАП в мониторе оставляет желать лучшего. В паузах очень хорошо заметен шум.
Ещё один недостаток ЦАП — при выходе монитора из ждущего режима на аудиовыходе раздаётся треск. Он не громкий, но раздражает, если будете пользоваться настольной акустикой.
Монитор не позволяет оперативно менять громкость. Если захотите отрегулировать уровень звука или отключить его совсем, придётся заходить в экранное меню.
Энергопотребление, нагрев и шум
Энергопотребление я замерял бытовым ваттметром. Напомню, что питается монитор от преобразователя мощностью 48 Вт.
При работе на яркости в 120 кд/м2 потребление БП от сети составляет 22 Вт. Если установить максимальную яркость (390 кд/м2), то энергопотребление возрастёт до 40 Вт. Проигрывание музыки добавляет около 0.5 Вт.
В ждущем режиме ваттметр с ценой деления 0.1 Вт показывает нули.
Нагрев корпуса монитора и БП измерялся ИК-термометром после 8 часов непрерывной работы с яркостью 120 кд/м2. На панели самый горячий участок — возле разъёма БП. Там была зафиксирована температура 42 °С.
Блок питания существенно горячее. В нижней его части рядом с разъёмом 220 В температура 55 градусов. По этой причине блок питания монитора не стоит накрывать чем-либо или класть на него чувствительные к температуре предметы.
Посторонние звуки монитор и блок питания не издают.
Заключение
Монитор TESLA Q2722DCG создан в первую очередь для игрового комфорта. Он сохраняет плавную и чёткую картинку в динамичных сценах, позволяет наслаждаться яркими и насыщенными цветами виртуальных миров.
Помимо игровых функций, в TESLA Q2722DCG есть полезные возможности и для офисной работы. Динамическая контрастность позволяет работать с текстами и таблицами. Цветопередача на очень хорошем уровне, но для работы с цветом потребуется использование профиля монитора, поскольку у него расширенный цветовой охват. Поддержка HDR позволит насладиться фильмами и другим визуальным контентом.
Минусы у монитора тоже имеются. В моём экземпляре пришлось долго бороться с подставкой, она с трудом разместилась в пазах в корпусе. Аудиовыход сделан больше для галочки — качество звука низкое, к тому же при выходе из ждущего режима раздаётся треск. Можно посетовать и на отсутствующую по факту гамму 2.2 в настройках монитора, хотя для игр более оптимальной будет гамма 2.0, с которой проблем нет.
Плюсы:
-
Отличная цветопередача после настройки
-
Отсутствие мерцания подсветки
-
Матрица с большим запасом яркости (до 390 кд/м2)
-
Поддержка FreeSync / G-Sync Compatible с кадровой частотой 165 Гц
-
Технология уменьшения размытия при движении (MPRT)
-
Экранный прицел
-
Поддержка HDR
Минусы:
-
Неудобное крепление подставки к ЖК-панели
-
Низкое качество аудиовыхода и треск при выходе из ждущего режима
-
Гамма 2.2 нерабочая