Видеокарта RTX 5080: купить сейчас или подождать?
Выход нового поколения видеокарт — отличный повод собрать компьютер с нуля или проапгрейдить уже существующий. Вы гарантированно получите наиболее актуальное железо на текущий момент, однако при этом важно учитывать множество нюансов.
В том, что увлеченному геймеру сейчас крайне желательна видеокарта с поддержкой трассировки лучей, сомнений нет. Все большее число игр не просто поддерживает рейтрейсинг, но и вовсе не запускается без видеокарты RTX-серии (или аналога от AMD). Это, например, уже вышедшие Indiana Jones and the Great Circle и Final Fantasy VII Rebirth, а в ближайшем будущем — Doom: The Dark Ages.
Конечно же, при выборе новой видеокарты у геймеров возникает много вопросов. Стоит ли переходить на RTX 5080, если уже есть предтоповое решение от NVIDIA одного из прошлых поколений? А может и вовсе лучше рассмотреть что-то из моделей AMD? В чем преимущества конкретно RTX 5080? Во всем этом мы и разберёмся в нашем материале.
Содержание
- Технические характеристики и сравнение с другими моделями
- Что нового в RTX 5080
- Производительность
- Что в итоге
Технические характеристики и сравнение с другими моделями
Вначале рассмотрим основные характеристики новой видеокарты. В таблице для сравнения мы добавили видеокарты RTX 3080 и RTX 4080, а также наиболее близкую к ним RX 7900 XTX от AMD.
RTX 5080 | RTX 4080 | RTX 4080 Super | RTX 3080 | RTX 3080 Ti | RX 7900 XTX | |
Поддержка DLSS | DLSS 4 | DLSS 3 | DLSS 3 | DLSS 2 | DLSS 3 | Нет |
Поддержка FSR | FSR 3.0 | FSR 3.0 | FSR 3.0 | FSR 3.0 | FSR 3.0 | FSR 3.0 |
Ядра CUDA | 10752 | 9728 | 10240 | 8704 / 8960 | 10240 | — |
Частота (Boost) | 2.62 ГГц | 2.51 ГГц | 2.55 ГГц | 1.71 ГГц | 1.67 ГГц | 2.5 ГГц |
Версия PCIe | 5.0 | 4.0 | 4.0 | 4.0 | 4.0 | 4.0 |
Объём видеопамяти | 16 ГБ | 16 ГБ | 16 ГБ | 10 ГБ / 12 ГБ | 12 ГБ | 24 ГБ |
Тип видеопамяти | GDDR7 | GDDR6X | GDDR6X | GDDR6X | GDDR6X | GDDR6 |
Шина памяти | 256-bit | 256-bit | 256-bit | 320-bit / 384-bit | 384-bit | 384-bit |
Пропускная способность памяти | 960 ГБ/с | 717 ГБ/с | 736 ГБ/с | 760 ГБ/с / 912 ГБ/с | 912 ГБ/с | 960 ГБ/с |
TGP | 360 Вт | 320 Вт | 320 Вт | 320 Вт / 350 Вт | 350 Вт | 350 Вт |
Рекомендованный блок питания | 850 Вт | 750 Вт | 750 Вт | 750 Вт | 750 Вт | 800 Вт |
Как видно из таблицы, «на бумаге» прогресс относительно предыдущих моделей есть А что всё это даёт на практике, рассмотрим далее.
Что нового в RTX 5080
50-я серия построена на базе архитектуры Blackwell и «под капотом» она довольно сильно отличается от Ada Lovelace. Нововведений много, но в рамках этого материала мы рассмотрим лишь наиболее важные и интересные простым пользователям моменты, не погружаясь в технические дебри.
Видеопамять стандарта GDDR7
По сравнению с прошлым поколением объём памяти не изменился, однако важно не только количество гигабайт, но и пропускная способность. В этот раз используется GDDR7 — более быстрый стандарт памяти, поэтому RTX 5080 может похвастаться скоростью 960 ГБ/с, что практически доходит до показателей RTX 4090, у которой пропускная способность памяти равна 1008 ГБ/с. Кроме того, GDDR7 работает при более низком напряжении, что положительно сказывается на энергоэффективности.
PCI Express 5.0
Самый современный интерфейс PCI Express 5.0 теперь используется и в видеокартах (до этого через пятую версию можно было подключить твердотельные накопители). Правда, на практике это пока практически ничего не даёт. Судя по тестам Gamers Nexus, разница между PCIe 3.0 x16 и PCIe 5.0 x16 составляет от 1% до 4%.
Изображение: YouTube, канал Gamers Nexus
То есть разницы нет даже между третьей и пятой версией, не говоря уже о четвертой. Хотя следует сделать оговорку, что это касается лишь 16 линий. Если видеокарта поддерживает 8 линий (например, RTX 4060), то подключать её через PCIe 3.0 не стоит. Но, разумеется, RTX 5080 все это не грозит.
DLSS 4
Напомним, что DLSS в текущей терминологии NVIDIA подразумевает сразу группу функций, объединенных одним названием, а не только технологию масштабирования изображения. Список функций и их совместимость с разными поколениями видеокарт NVIDIA — в таблице ниже.
RTX 50 | RTX 40 | RTX 30 | RTX 20 | |
Multi Frame Generation | Да | Нет | Нет | Нет |
Frame Generation | Да | Да | Нет | Нет |
Ray Reconstruction | Да | Да | Да | Да |
DLSS Super Resolution | Да | Да | Да | Да |
DLAA | Да | Да | Да | Да |
Основное нововведение DLSS 4 для 50-й серии — функция Multi Frame Generation (множественная генерация кадров). В отличие от Frame Generation предыдущего поколения, теперь можно получить ещё больше промежуточных кадров. Что это даёт на практике? Картинка становится более плавной и приятной для глаз. Тем не менее отзывчивости это не добавляет (задержка даже увеличивается), что логично: отклик в первую очередь зависит от числа реальных, а не сгенерированных кадров, а оно, разумеется, выше не становится.
На графике хорошо видно, что задержки растут вместе с количеством сгенерированных кадров. В тесте использовалась RTX 5090. Изображение: YouTube, канал Hardware Unboxed
Важно также уяснить, что когда частота реальных кадров низкая, то и задержки при включении генератора ощущаются сильнее. Если же частота и без того высокая, задержки при включении генератора не такие ощутимые. Проблема отклика отчасти решается включением Reflex, технологии для снижения задержки. Вместе с 50-й серией и DLSS 4 представили уже её вторую версию. Правда, работать она будет пока только в некоторых играх. Со временем список игр должен расшириться, а технология может быть реализована и для более старых видеокарт.
В маркетинговых материалах NVIDIA делает основной упор на DLSS 4. Изображение: NVIDIA
Интересно, что в теории генерация кадров сможет работать даже на предыдущих поколениях RTX-видеоускорителей. Об этом рассказал Брайан Катанзаро, вице-президент NVIDIA, в интервью Digital Foundry. Поэтому нельзя полностью исключать, что технология будет реализована и для более старых видеокарт. Однако требования к тензорным ядрам довольно высокие, так что вряд ли на прошлом поколении генерация кадров сможет работать в точности так же, как на 50-й серии (напомним, что владельцы предыдущих поколений уже сейчас могут использовать генерацию кадров от AMD).
Разница в производительности между CNN и Transformer есть даже на RTX 5090, но она незначительная. Изображение: YouTube, канал Digital Foundry
Отдельно стоит сказать и про новую модель, использующуюся в апскейлинге. Теперь вместо модели CNN используется Transformer. По заявлениям NVIDIA, она создает меньше артефактов и улучшает качество масштабирования. При этом обновление доступно на всех RTX-картах. Как отметили в своем видео специалисты Digital Foundry, новый апскейлинг не сильно снижает производительность на картах 20-й и 30-й серии (хотя и больше, чем у новых видеокарт). А вот остальные функции DLSS 4, например, новая реконструкция лучей снижает частоту кадров до 35%.
Версии DisplayPort и HDMI
Если собираетесь покупать навороченный монитор, оснащенный DisplayPort 2.1b с UHBR20, то без 50-й серии не обойтись. Обратите внимание, что версия DisplayPort 2.1 есть и у 7000-й серии Radeon, правда, пропускная способность там ниже. Грубо говоря, вывести несжатый HDR-сигнал 4К 240 Гц через RX 7900 XTX вы не сможете. Здесь важно сопоставить режимы, поддерживаемые монитором, с возможностями видеопорта видеокарты. Подробные таблицы есть, например, на Wikipedia.
RTX 50 | RTX 40 | RTX 30 | RX 7000 | |
DisplayPort | 2.1b с UHBR20 | 1.4a | 1.4a | 2.1 c UHBR13.5 |
HDMI | 2.1b | 2.1a | 2.1 | 2.1 |
Кодировщик видео
В 50-й серии впервые появилась возможность кодировать и декодировать видео в формате 4:2:2. Такая цветовая субдискредитация в первую очередь нужна тем, кто профессионально занимается видео.
Разумеется, это далеко не всё, что предлагает 50-я серия. Однако, как мы уже сказали в начале раздела, не все нововведения будут интересны простому пользователю. Например, Mega Geometry, которая улучшает обработку геометрии, не даёт ощутимых преимуществ прямо сейчас (первая игра с поддержкой этой технологии — Alan Wake 2). К тому же NVIDIA обещает поддержку всех моделей RTX, так что покупать 50-ю серию для этого не обязательно.
Производительность
Окончательный выбор нужно делать исходя из реальной производительности видеокарты в игровых и рабочих задачах. К сожалению, разница с предыдущим поколением оказалась не такой впечатляющей.
RTX 5080 vs RTX 4080/4080 Super: стоит ли обновляться?
В игровой производительности RTX 5080 находится примерно между RTX 4080 Super и RTX 4090. Точные цифры в разных тестах могут отличаться, но в целом прирост относительно RTX 4080 Super в играх без использования трассировки лучей и масштабирования составляет около 15%.
RTX 5080 недалеко ушла от RTX 4080 и RX 7900 XTX, при этом отставание от RTX 4090 и RTX 5090 существенное. Изображение: YouTube, канал Hardware Unboxed
При включении трассировки лучей новинка показывает себя ещё скромнее. Преимущество над RTX 4080 Super в этом случае составляет примерно 10%. Разумеется, при использовании DLSS 4 (а точнее — многокадровой генерации) RTX 5080 легко обходит не только RTX 4080, но и RTX 4090. На словах хорошо, но про практическое применение этой технологии мы уже рассказывали выше.
При включении трассировки лучей расклад среди видеокарт NVIDIA не меняется, а вот RX 7900 XTX заметно отстает. Изображение: YouTube, канал Hardware Unboxed
Учитывая вышеизложенное, владельцам RTX 4080 и RTX 4080 Super обновляться не стоит. Прирост «сырой» производительности (без DLSS 4) получился незначительным. В то же время генерация кадров до сих пор остается весьма спорной технологией, которая хорошо работает только при изначально высоком честном FPS (выше 60, а лучше 100 кадров в секунду).
RTX 5080 vs RX 7900 XTX: что лучше?
Конкурент из красного лагеря — AMD Radeon RX 7900 XTX — по производительности находится примерно на уровне RTX 4080 и RTX 4080 Super, когда сравнение идет без рейтрейсинга, поэтому уступает RTX 5080 незначительно (в некоторых играх разницы может не быть или небольшое преимущество и вовсе остается за Radeon).
Включенная трассировка лучей в Cyberpunk 2077 сильно сказывается на производительности RX 7900 XTX. Изображение: YouTube, канал BENCHMARKS FOR GAMERS
Однако при включении лучей разница уже существенная. Причем отстает RX 7900 XTX как от RTX 5080, так и от предыдущих моделей NVIDIA. Разрыв может достигать около 40% (а при использовании апскейла даже выше). Помним также, что поддержки DLSS у Radeon нет, поэтому придется довольствоваться только FSR.
Если вы играете в нативном разрешении без трассировки лучей, RX 7900 XTX выглядит предпочтительнее, так как она стоит дешевле. Однако, если вам важны новые технологии вроде рейтрейсинга и DLSS 4, лучше взять видеокарту от NVIDIA.
Что в итоге
Подводя итоги, отметим, что RTX 5080 — это отличное решение для самых требовательных игр в 4К и рабочих задач. Основное и самое заметное её преимущество относительно предыдущего поколения — функция Multi Frame Generation, которая позволяет существенно увеличить FPS.
Сырая производительность относительно RTX 4080 и RTX 4080 Super выросла не так сильно, однако владельцам более старых видеокарт (особенно с объёмом памяти ниже 12 ГБ) на новинку стоит как минимум обратить внимание. Впрочем, у них также есть вариант купить 40-ю серию или вовсе перейти к конкурентам и проапгрейдиться на RX 7900 XTX. Здесь вопрос упирается исключительно в бюджет, которым вы располагаете.
Также RTX 5080 может быть интересна тем, кому нужны отдельные функции 50-й линейки. Например, 2.1b с UHBR20 или кодировщик видео в формате 4:2:2, о которых мы писали в разделе «Что нового в RTX 5080». Да и на стороне RTX 5080 явно больший задел на будущее.
Чтобы помочь сделать выбор, мы собрали основные преимущества и недостатки новой видеокарты.
Плюсы
-
Поддержка Multi Frame Generation (многокадровая генерация)
-
DisplayPort 2.1b c UHBR20
-
Декодирование и кодирование видео в формате 4:2:2
-
Память GDDR7
Минусы
-
Небольшой прирост относительно RTX 4080 (без учета генерации кадров)
-
Объём видеопамяти не изменился относительно RTX 4080 (16 ГБ)
-
Высокая цена (на текущий момент выше рекомендуемой)
-
Требует более мощный БП (850 Вт против 750 Вт у RTX 4080)
-
Желательно использовать БП с новым разъёмом 12V-2X6
-
Шина 256-bit