Обзор хоррора Alan Wake 2: лучшее творение Remedy
Больше всего понравится фанатам Remedy и владельцам мощных видеокарт
Спустя целых 13 лет у одной из самых недооценённых хоррор-игр наконец появился сиквел. Alan Wake 2 не только продолжает историю писателя, оказавшегося в потустороннем мире, но и связывает игры Remedy в единую вселенную. Знакомые по прошлым творениям финской студии ключевые персонажи встречаются вместе, чтобы зажечь во всех смыслах этого слова. А ещё у новинки лучшая в поколении графика!
Alan Wake 2 совсем недавно никто особо не ждал. Но, после официального анонса весной и летних трейлеров, многим проект стал казаться главным релизом осени (если не всего года!). И могу сказать, что ожидания вполне оправдались. Хотя, чтобы полностью насладиться новыми приключениями писателя в собственных кошмарах, потребуется неслабый компьютер.
В этой статье объясню в чём заключается связь Alan Wake 2 с прошлыми играми Remedy, перескажу завязку сюжета, поделюсь впечатлениями от геймплея и дам советы по настройке графики в ПК-версии.
Содержание
- Как Alan Wake 2 связан с прошлыми играми студии
- Сюжет игры
- Впечатления от геймплея
- Графика и оптимизация
- Оптимальные настройки игры
- Стоит ли играть в Alan Wake 2?
Как Alan Wake 2 связан с прошлыми играми студии
Для начала нужно пояснить, что финским разработчикам пришлось идти на некоторые хитрости. Ещё в конце 2000-х Remedy продали права на серию Max Payne компании Rockstar (даже 3-й частью занималась внутренняя студия британского холдинга). Поэтому у них не было возможности использовать имя главного героя и другую интеллектуальную собственность из этих игр. Такая же ситуация сложилась и с персонажами Quantum Break, права на которых принадлежат издателю Microsoft (ими также была профинансирована разработка).
На первый взгляд остается только Control 2019 года, её персонажи и элементы мира. Но, как я уже сказал выше, финская студия схитрила. Ещё в первом Max Payne упоминался некий Алекс Кейси — герой романов Алана Уэйка. Именно эта серия принесла писателю славу и хорошо продавалась. Однако мрачный полицейский из Нью-Йорка, разбрасывающийся пафосными фразочками, успел надоесть своему создателю, после чего у Алана случился творческий кризис (из-за которого он и поехал в Брайт-Фоллс в первой игре, чтобы отдохнуть на природе и собраться с мыслями).
Алекс Кейси из кошмара Алана
Сюжеты книг про нью-йоркского полицейского сильно напоминают первые две игры Max Payne. По сути, Алекс Кейси — это и есть Макс Пейн, только переименованный. В Alan Wake 2 его даже играет Сэм Лейк, подаривший внешность Максу в первой игре (а ещё Сэм — главный сценарист Remedy).
Также за пару лет до Alan Wake 2 для Control выходило дополнение под названием AWE. Эту аббревиатуру можно перевести не только как Altered World Event (Сверхъестественное Мировое Событие), но и Alan Wake Experience. Именно в рамках этого DLC можно было узнать как поживает Алан, ещё за 3 года до выхода героини данного материала. Писатель связывался с Джесси Фейден прямо из потустороннего мира и просил помочь избавиться от порождений тьмы. Против них, как и в первой Alan Wake, помогал яркий свет.
Из Control в сиквеле также появляется Ахти — уборщик, который предположительно является сверхъестественной сущностью (вроде Томаса Зейна). Ещё в Alan Wake 2 встречаются актёры из прошлых игр в роли других персонажей. Например, внимательно присмотритесь к шерифу из Брайт-Фоллс, когда встретите его впервые.
Завязка сюжета
Если вы проходили Alan Wake: American Nightmare, то могли считать, что писатель выбрался из Тёмной обители. Но по сегодняшнему канону сюжет этого спин-оффа считается полностью выдуманным, написанным для внутриигрового сериала Night Springs. То есть можно сказать, что этих событий не было. А каноничными признаны те детали сюжета, что раскрыли в дополнении AWE для Control в 2020 году.
Спустя 13 лет после своего исчезновения, Алан всё ещё находился в потустороннем мире. В первой игре он попал в него через озеро Колдрон, которое расположено возле вымышленного городка Брайт-Фоллс, в штате Вашингтон. Озеро знаменито тем, что помогает талантливым людям переносить плоды своего творчества в реальный мир. Поэтому и выбраться из Тёмной обители можно только с помощью искусства. И, как мы знаем, талант Алана — написание мистических триллеров.
Однако всё оказывается слишком сложно. Мало того, что создаваемые писателем истории должны быть правдоподобны (следовать законам драматургии), так ещё и в ткань его творчества постоянно вмешивались злые силы из Тёмной обители. Выбраться из этого потустороннего мира было не легче, чем с того света. Неудивительно, что это заняло у Алана целых 13 лет.
Сюжет Alan Wake 2 начинает развиваться после того, как писателя находят на берегу озера Колдрон в 2023 году. Алана забирают агенты ФБР и допрашивают в ближайшем отеле. Там писатель рассказывает через что ему пришлось пройти, чтобы выбраться. За одного из агентов федерального бюро — Сагу Андерсон — и предстоит играть в первые часы. А вторая половина истории отдана самому Алану. Сага расследует мистические события в Брайт-Фоллс, а к писателю управление переходит во время флешбеков из Тёмной обители.
Дальнейший сюжет пересказывать не буду во избежание спойлеров. Скажу только, что повествование в лучшие моменты напоминает Resident Evil, Until Dawn и другую живую классику хоррор-игр. И даже геймплей иногда цитирует ремейки игр про Леона Кеннеди. Кстати, об игровом процессе…
Впечатления от геймплея
Alan Wake 2 — самая неспешная игра от Remedy. Разработчики сместили баланс с экшена в сторону нарратива. В игре много катсцен и даже живого видео. А между ними много исследований локаций, работающих по принципам метроидваний — в некоторые места на карте открывается путь только спустя время. И в рамках этих исследований лишь иногда процесс сдабривается экшен-моментами. Это делает каждую стычку более важной — ещё и патроны постоянно в дефиците.
Бои с одержимыми тьмой людьми напоминают первого Alan Wake, но не слишком. Врагов теперь меньше, зато они стали опаснее. Как и раньше, нужно сначала выжечь тьму из врага фонариком, но батарейки в сиквеле тратятся быстрее. Как и патронов на каждого противника приходится тратить больше. Они больше не умирают от пары попаданий в голову из пистолета или одного заряда дроби в тело из ружья.
А ещё одержимые больше не становятся беспомощными, когда с них спадает тьма. Они быстро добираются до героя с холодным оружием в руках, а не едва передвигаются, как в первой части. Некоторые виды врагов даже продолжают делать рывки в пространстве. Из-за этого по большинству противников часто сложновато попасть.
Исследования локаций за Сагу сильнее всего напоминают первую часть. Она в основном бродит по тёмным лесам в пригороде Брайт-Фоллс в поисках улик. Часто бывает, что в самом городке ещё светло, а в чаще словно царит вечная ночь. И такая же постоянная ночь при игре за Алана. Мы помогаем писателю выбраться из Тёмной обители, которая предстаёт в образе безлюдного Нью-Йорка. Лишь иногда Алану встречаются души знакомых из реального мира, когда те спят или уже умерли.
Выше я упоминал, что дизайн локаций напоминает игры жанра метроидвания. В первом Alan Wake такого не было, а в Control было подобие открытого мира с запертыми до поры, до времени помещениями. Правда в Alan Wake 2 открытого мира нет, но есть масштабные, детальнейшим образом проработанные локации. Лес здесь выглядит реалистичнее, чем в Kingdom Come: Deliverance, а декорации ночного Нью-Йорка лучше, чем… в кино!
В каждом уголке уровней можно найти что-то интересное — не только банальный контейнер с расходниками, но и следы пребывания других людей, потерянные или выброшенные вещи, посуду, царапины, граффити, записки, какие-то подсказки и отсылки на вселенную игр Remedy.
Частенько приходится решать головоломки, чтобы найти улики или просто пробраться дальше. И каждая из головоломок органично вписана в окружение (даже сверхъестественное), а не представляет собой очередные статуи с недостающими элементами или двери со странными замками.
Про особенности прохождения Alan Wake 2 можно рассказывать ещё очень долго. Но нам уже пора переходить к технической части игры.
Графика и оптимизация
Системные требования Control
Системные требования Alan Wake 2
Начать разговор про графику стоит с системных требований. Даже Control была достаточно требовательной игрой для своего времени, а для Alan Wake 2 будет мало и флагманской сборки. Без трассировки лучей игра, конечно, пойдёт на RTX 3060, указанной в рекомендуемых требованиях. Но такой видеокарты хватит лишь для разрешения 1080p:
А игре есть чем похвастать в плане картинки. По всем аспектам графика здесь превосходит ПК-версию Red Dead Redemption 2 и последние Resident Evil.
Освещение в Alan Wake 2 даже без рейтрейсинга способно красиво заполнять пространство объёмными лучами и заставлять отбрасывать тень самые мелкие предметы. У самих предметов совсем не видно углов, благодаря новой технологии Mesh Shading. Также каждая локация и элементы уровней имеют какую-то бешеную детализацию — тоже за счёт сеточных шейдеров.
Mesh Shading был представлен NVIDIA ещё в 2019 году, но только сейчас его начали применять в играх
Сцены с персонажами крупным планом иногда сложно отличить от кадров с живым видео. Кожа, одежда, волосы — детализация и взаимодействие поверхностей со светом лучше, чем в большинстве современных игр.
Даже Digital Foundry, известное британское экспертное издание, в своем техническом ревью на Alan Wake 2 заявили, что низкие настройки в игре соответствуют ультра-пресету из других релизов последней пары лет.
Лично мне, к сожалению, пришлось отказаться от трассировки лучей и понизить некоторые настройки. Но даже так картинка по-настоящему поражала воображение. Я словно не проходил игру, а участвовал в интерактивном телешоу. Даром, что оно управлялось с геймпада (или мыши с клавиатурой).
Оптимальные настройки Alan Wake 2
Я следил за приключениями Саги Андерсон и Алана Уэйка на личном компьютере, который примерно соответствует средней системе по статистике Steam (это позволяет получать похожий на большинство игроков опыт при тестировании новинок).
Конфигурация моего ПК:
- Процессор: Intel Core i5-10400 (6/12, 4.3 GHz)
- Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti FE 8 ГБ
- ОЗУ: HyperX Fury DDR4 16 ГБ 3200 МГц
- Хранилище: SSD WD Blue 500 Гбайт + HDD HGST 1 ТБ
- Монитор: 27’’ LG 27GL850-B (2560×1440, 144 Гц, IPS)
Я играл в разрешении 2560×1440. На максимальных настройках без масштабирования от NVIDIA игра выдавала около 30 FPS на ночных улицах Нью-Йорка и около 40 в закрытых помещениях. Включение DLSS в режиме «Качество» подняло счётчик кадров примерно до 40 в первом случае и до 60 во втором. Дальнейшая оптимизация с помощью подбора графических параметров увеличила производительность ещё на 30%.
Если у вас нет видеокарты GeForce RTX, попробуйте включить хотя бы AMD FSR 2 в том же режиме «Качество». Картинка практически не пострадает в чёткости, а FPS немного вырастет. Хотя может несколько увеличиться задержка ввода.
Для оценки воздействия каждой графической опции на производительность я проводил измерения в различных ракурсах и ситуациях в игре, чтобы на экране были представлены все технологии, доступные в параметрах. По итогам тестирования я выявил, что самые ресурсоёмкие параметры в Alan Wake 2: постобработка, объёмное освещение, отражения и детализация.
Далее привожу оптимальные настройки, которые удалось вывести с помощью тестов:
- Режим дисплея: на весь экран.
- Разрешение дисплея: 2560×1440.
- Разрешение рендеринга: качество.
- Масштабирование разрешения: DLSS / FSR 2.
- Vsync: отключить.
- Размытие: на свой вкус.
- Эффект пленки: на свой вкус.
- Качество постобработки: низкое.
- Разрешение текстур: высокое.
- Фильтрация текстур: высокое.
- Объёмное освещение: низкое.
- Качество светового пятна: среднее.
- Качество общего освещения: среднее.
- Разрешение теней: среднее.
- Фильтрация теней: высокое.
- Чёткость теней: среднее.
- Преграждение окружающего света на экране (SSAO): включить.
- Общие отражения: высокое.
- Отражения на экране (SSR): низкое.
- Качество тумана: среднее.
- Качество поверхностей: высокое.
- Детали дальних объектов (LOD): среднее.
- Кучность разбрасываемых объектов: среднее.
- Настройки рейтрейсинга: отключено.
Если у вас с такими параметрами игра иногда фризит, то попробуйте снизить качество текстур — Alan Wake 2 потребляет до 12 гигабайт видеопамяти. Если у вашей видеокарты меньше 6 гигабайт памяти, то выберите качество текстур не выше среднего.
Также причиной низкой производительности или фризов может быть устаревшая модель графического адаптера. Игре необходима поддержка сеточных шейдеров для оптимальной работы графики. А она имеется только у GeForce RTX и Radeon, начиная с 6000-й серии.
Стоит ли играть в Alan Wake 2?
Новая игра Remedy заслуживает внимания не только фанатов их творчества или любителей жанра хоррор, но и всех, кто ценит цепляющее повествование, опережающую время графику и разнообразный геймплей. Alan Wake 2 продолжает историю писателя, раскрывает новые детали о его творчестве и связывает сюжеты прошлых игр от финских разработчиков в единую вселенную (особенно много отсылок на Max Payne и Control).
Обновлённый геймплей сосредоточен на исследовании масштабных и детализированных локаций, а также на напряженных боях с одержимыми тьмой. Графика Alan Wake 2 поражает реализмом и качеством, но требует очень мощного компьютера. Вкупе с захватывающим сюжетом всё это позволяет почувствовать себя героем мистического триллера.
Если вы ещё не прошли Control или первого Alan Wake, то можете посмотреть пересказ сюжета на YouTube, а затем сразу приступить к прохождению новинки. Игровой процесс в ней пока лучший из всех творений Remedy. А в остальных аспектах она даст фору большинству коллег по жанру.
Игровые компьютеры для Alan Wake 2 — в каталоге e2e4
___________________________________________
e2e4 — технологии моих побед!